Белая-Вежа.рф
Образование в 21 веке

Вырастить Человека

Талантливый учёный-педагог умел смотреть в будущее. По мнению Макаренко, общие цели воспитания изменяются и развиваются по мере дальнейшего движения общества: «Нет ничего вечного и абсолютного в наших задачах. Требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько изменённые требования, причём изменения эти будут вноситься постепенно, по мере роста и совершенствования всей общественной жизни».Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.1. стр. 169. Характерно, что создавая завтрашнюю педагогику, А.С. Макаренко так проектировал целостную личность своего воспитанника, что многие ведущие его положения, не оценённые современниками, стали наиболее важны и актуальны в наши дни. Так, он утверждал, что например, для каждого «культурного советского рабочего» необходимо полное среднее образование, и добивался этого в своей коммуне. Наряду с этим решались задачи экономического образования, включения воспитанников в производственные отношения, подготовки и каждого организатора производства.

Таким образом, гражданин должен ещё являться и творческой индивидуальностью, чтобы он мог, в полной мере реализуя все свои возможности и способности, трудиться на благо общества. В связи с этим Макаренко говорил об опасности страха перед человеческим разнообразием и стремлением всех подравнять и «подстричь под одну гребёнку» - «втиснуть человека в стандартный шаблон»: «Было бы неимоверным верхоглядством игнорировать человеческое разнообразие и вопрос о задачах воспитания стараться втиснуть в общую для всех словесную строчку»

Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.1. стр. 169.


Считая воспитание гражданина основой для формирования целостной личности будущего человека Макаренко отмечал ведущие аспекты в воспитании гражданина. Прежде всего это должен быть квалифицированный труженик, политически и экономически образованный, имеющий высокую культуру и полное среднее образование, ответственный за все свои действия перед коллективом и перед обществом, умеющий работать в коллективе, дисциплинированный, с оптимизмом смотрящий вперёд, верящий в светлое будущее своей страны.


Остановимся на некоторых конкретных аспектах формирования личности в педагогическом наследии Макаренко.


Известно, что каждый воспитанник при выходе имел высокий разряд (не менее 5-7го), не только был приучен систематически трудится, но и не боялся трудовых усилий, умел организовать труд своих товарищей и отвечать за трудовые успехи коллектива, фактически (по выражению одного из соратников Макаренко, его заместителя по учебно-воспитательной части Т.Д. Татаринова) был «командиром станков».


Татаринов, обобщая свои мысли о командирах станков, писал: «Дать стране свою рабочую интеллигенцию, способную стать во главе производства, подготовить специалистов, умеющих следить за развитием технической мысли, способных не только усваивать технику передовых стран, но умеющих применять её в жизнь, внеся целый ряд усовершенствований; дать государству людей, способных отстаивать производственные интересы и умеющих определить себя в реконструирующимся производстве, - вот те большие задачи, которые стоят перед коммуной в борьбе за кадры…». Татаринов Т.Д. Командиры станков\\Макаренко А.С. Марш 30 года. М., 1967.-с. 236.

Макаренко акцентировал также внимание на формирование привычки к постоянному, систематическому труду, в том числе труду по самообслуживанию, на желании трудится на благо своего коллектива, даже если этот труд человеку лично и неинтересен. Он говорил: «Жизнь как раз наполнена усилиями и напряжением, она требует от человека регулярной скучной работы, и нужно приготовить наших детей к жизни так, чтобы они могли делать эту работу без страданий и без подавления личности.

А это возможно только в том случае, если ценность работы оправдана ясным представлением о её значимости для коллектива и, следовательно, для всех членов коллектива. Это и есть переживание долга».

Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.8. стр. 144.

Макаренко стремился так организовать в коммуне взаимоотношения воспитанников с производством, чтобы они и теоретически и практически представляли себе вклад своего труда в общие трудовые успехи страны. Коммунары знали, что они создают электроинструмент и фотоаппараты, освобождая страну от ввоза их из-за рубежа.


Для воспитания рабочей солидарности, политической грамотности воспитанников было использовано всё: и чтение литературы, и диспуты, и производственные связи, и приезды в коммуну иностранных делегаций. При этом Макаренко требовал сочетания политической грамотности с экономической, чему уделял особое внимание. в коммуне были кружки, способствующие экономической подготовке воспитанников: кружок организаторов производства, экономики производства, кружок экономии материалов. Участники кружков проходили производственную практику на разных заводах г. Харькова.


В 1934 году в целях повышения общего политехнического уровня и экономических знаний воспитанников была организована широкая сеть производственных кружков. Техническими кружками были охвачены все воспитанники. В кружках они должны были пройти техминимум, рассчитанный на разное количество часов, в зависимости от специальности воспитанника на заводе и его квалификации.


Особое место во всех кружках занимало техническое творчество и рационализаторство, которому Макаренко уделял наибольшее внимание. Он подчёркивал: «В Советской стране каждый труд должен быть творческим трудом, ибо он целиком идёт на создание общественного богатства и культуры страны трудящихся. Научить творческому труду – особая задача воспитателя». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.4. стр. 95.


Вместе с тем он понимал и всегда подчёркивал, что научить творческому труду – задача самая трудная, т.к. именно творчество в труде чаще всего вызывает наибольшее трудовое напряжение. В процессе творчества «…прежде всего нужно расправиться с ленью. Даже у самого трудолюбивого человека творчество, работа мысли, работа синтетических и аналитических приборов вызывает наибольшее сопротивление. Нужно заставить себя мыслить, видеть, смотреть, находить, размышлять.

Для этого, прежде всего другого действия, нужно победить в себе лень». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.8. стр. 108.


Именно этот аспект развития личности Антон Семёнович считал особенно важным, поэтому утверждал: «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта».

Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.4. стр. 95.


С целью содействия изобретательству многие воспитанники были вовлечены в работу конструкторских бюро и бюро изобретательства (БРИЗ) и внесли много улучшений, усовершенствований, изобретений в процесс производства.


Творчеству коммунаров значительно способствовала и самая разнообразная клубная работа, например «Ребусник», который характерен именно для коммуны им Ф.Э. Дзержинского и был изобретён именно соратником Макаренко, руководителем клубной работы В.Н. Терским. Вокруг «Ребусника» для составления задач всегда объединялось не менее сотни воспитанников, а к решению подключались буквально все.


На огромном листе, длиной во весь школьный коридор, вывешивался целый ряд разнообразных задач, вопросов, шуток, ребусов, чертежей из самых разных областях науки и техники. Решение большинства задач требовало, с одной стороны, знаний и чтения литературы, с другой – смекалки, творчества, сообразительности. Включались в ребусник и задачи практического характера.

Творчество воспитанников развивалось и благодаря играм, особенно техническим. В.Н. Терский писал: «В технической игре дело шло от конкретной цели, от определённого творческого замысла – сделать такую-то вещь», - и, раскрывая суть этих игр, показывал, как в них, благодаря добровольности участия, игровой ситуации, совместной деятельности, развивается техническое творчество детей». Тёрский В.Н. Клубные занятия и игры в практике А.С Макаренко. – М., 1959.- с. 113.


В творческом труде проявляется то самое трудовое усилие, которое Макаренко выделял как общую характеристику трудового напряжения в любом виде деятельности: игровой, трудовой, учебной.


Макаренко считал, что творческая мобилизация духовных сил личности в трудовом усилии – это и есть та самая существенная сторона творчества, которая свойственна как физическому, так и умственному творческому труду. Он говорил: «Поэтому мы не должны думать, что в советском воспитании есть какая-либо существенная разница между трудом физическим и трудом умственным. В том и в другом труде важной стороной является, прежде всего, организация трудового усилия, его настоящая человеческая сторона». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.4. стр. 97

Приобщая своих воспитанников к труду умственному, Макаренко придавал самое существенное значение не только получению знаний, но и влиянию на становление мировоззрения личности: «Главное в жизни не само знание, а та гармония, которая получается, когда знания хорошо уложены в душе, та философия, которая определяет человека, его мировоззрение». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.8. стр. 107


Большое значение Макаренко придавал структуре школы в коммуне. Открытый рабфак бурно рос и расширялся. В 1933 году на педсовете бал поставлен вопрос о необходимости открытия дополнительного 5го курса рабфака: «…Вопрос об открытии на рабфаке 5го курса обучения. Эта реформа уменьшит академическую нагрузку воспитанников, что даст им возможность больше читать, повышать культуру речи, учиться грамотно писать, одним словом, культурно расти, приобретая общее развитие». (ЦГАЛИ СССР. - фонд 332. - Оп. 2. – Ед. хр. 47).


Результатом обсуждения стало открытие техникума в коммуне, который имел два факультета: оптико-механический и электроэнергетический. Как видим, факультеты техникума соответствовали двум заводам коммуны: фотоаппаратов и электроинструмента, что позволило лучше осуществлять принципы политехмизма в обучении, сочетать теорию с практикой, готовить квалифицированных специалистов для производства коммуны.


В школе, на рабфаке и техникуме коммуны был подобран квалифицированный состав преподавателей.

Процесс обучения осуществлялся успешно благодаря высокой ответственности и самих воспитанников и органов самоуправления за результаты учебной работы. Эта ответственность повышалась и благодаря ежедневной гласности результатов обучения.

Хорошая успеваемость в школе – это требование и к командиру отряда. Об этом неоднократно говорил Макаренко: «В командиры должен выбираться воспитанник, преданный интересам учреждения, хороший ученик, ударник на производстве, более других квалифицированный и обладающий личными данными: тактом, энергией, распорядительностью, вниманием к младшему, честностью». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.1. стр. 270.

Такие требования к командиру отряда, как «склонность к учёбе, к чтению книг», Макаренко считал особенно важными, если в отряде было много новичков.


Предъявлялись в коммуне высокие требования и к грамотности речи воспитанников, большая и разнообразная по содержанию и методам работа проводилась как в первичных коллективах – отрядах, так и на общекоммунарском уровне.


Сам Макаренко в борьбе за грамотность, выразительность и чистоту речи подавал личный пример и преподавателям, и воспитанникам. Он пользовался всяким случаем, чтобы пересказать воспитанникам книги и лично выслушивать их мнения о прочитанном.

Эпизодически заменяя преподавателей русского языка, он особо выделял неграмотных учеников и лично занимался с ними и проверял тетради.

Грамотность и общая культура достигалась в коммуне и благодаря чтению, которое Макаренко стремился сделать обязательной частью жизни каждого воспитанника. Человека читающего, не мыслящего себя без книги, стремился он воспитать из каждого. В коммуне с самого начала её существования была большая библиотека, которая к пятилетию коммуны уже насчитывала более 8 тыс. книг. Коммунары читали много. За чтением коммунаров следил сам Макаренко. Приобщение к ценностям культуры проходило в коммуне разными путями: через книгу, кино, вечера, конференции, походы, посещение театра, встречи с интересными людьми и многими другими путями.


Воспитанники Макаренко отличались также непременным желанием передать усвоенные культурные ценности другим воспитанникам и окружающему населению. Театр коммуны, оркестр постоянно выступали перед разными учреждениями Харькова и всеми, кто приезжал в коммуну. В коммуне были отчётные спектакли, музыкальные вечера, литературные конференции, диспуты на научную или морально-политическую тему, итоговые выставки, конкурсы, олимпиады и т.д.

Для повышения общего культурного уровня коллектива коммуны и приобщения их к искусству большое значение имело постоянное общение с Харьковским театром русской драмы им. Пушкина, который был активным шефом коммуны.


Сборнике «Второе рождение», посвящённое пятилетию коммуны говорится: «До 1932 года коммуну посетили 214 делегаций: СССР – 87, Германия – 37, Франция – 16, Англия – 17, Южная Америка (Перу, Чили, Мексика, Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай) – 11, США -8, Испания – 7, Чехословакия – 4, Швеция -2, Швейцария -2, Венгрия -1, Китай -1, Индокитай -1, Голландия -1, Норвегия -1, Австралия -1, Филиппины -1, Египет -1…». Второе рождение: Сб. – Харьков, 1952. –с. 55.


Много заводов, колхозов, музеев, памятников культуры, интересных людей видели воспитанники во время походов, в которых бывали каждое лето. Макаренко высоко ценил походы как средство воспитания.

Маршруты походов и их роль в воспитании, в физической закалке воспитанников описаны Н.В. Павловой «Физическое воспитание в педагогическом опыте Макаренко». Автор подробно рассказывает о летних походах всем коллективом: в Москву в 1929 году, в Крым в 1930 году: поездом до Севастополя, потом маршем до Симеиза и пароходом до Ялты, 18 дней жизни в лагере под Ялтой и обратный путь. Кавказский переход в 1931 году: поездом до Орджоникидзе, дальше пешком по Военно-Грузинской дороге 50 км., затем поездом обратно в Орджоникидзе, поездом до Баку, затем в Тбилиси, Батуми и по морю на теплоходе «Абхазия» до Сочи, под Сочи месяц жили в лагере, потом в обратный путь теплоходом «Армения» до Одессы, где жили 9 дней, и поездом до Харькова. Поход продолжался 2 месяца. Волжский поход от Горького до Сталинграда теплоходом по Волге 15 дней с посещением многих городов, из Сталинграда до Новороссийска поездом, из Новороссийска до Сочи пароходом, под Сочи жизнь в лагере, из Сочи пароходом до Севастополя и поездом до Харькова. И много других походов.

Все эти походы тщательно готовились, и подготовка к ним также использовалась в целях воспитания и образования. Для выбора маршрута привлекался весь коллектив. Каждый отряд, любая группа воспитанников (класс, кружок или группа друзей) каждый имел право предлагать свой маршрут, обосновав его в газете или на совете командиров. Для этого необходимо было прочитать литературу, выбрать маршрут, дать их характеристику и доказать, что их необходимо посмотреть, изучить природу, географию, экономику. Это были интересные беседы.


Т.е. по книгам и по переписке задолго до похода воспитанники уже знали, что им предстояло посетить и изучить. После длительной подготовки и тщательного ознакомления с маршрутом в коммуне выбиралась спец группа, чтобы в апреле-мае предварительно проехать по маршруту, обо всём договориться и точно рассчитать весь маршрут, в том числе и затраты на него.


После возвращения группы снова анализировались все детали маршрута, окончательно утверждались наиболее важные и интересные объекты для посещения.

После этого издавался приказ. Например, в «Приказе №66 по трудкоммуне им Ф.Э. Дзержинского от 28 июня 1933 г. Читаем:

«Приказываю:

4) Во время похода осмотреть: Горьковский автозавод, Балахнинскую бумфабрику, Музей В.И. Ленина в Ульяновске, Сталинградский тракторный завод, цементные заводы в Новороссийске. Стоянку в Сочи использовать для местных горных и краеведческих экскурсий…» (ЦГАЛИ СССР. – Фонд 332. – Оп. 2. –Ед. хр.6. – с.36).


Ещё значительнее, чем при подготовке, расширялся политический, экономический, общий культурный кругозор коммунаров во время походов, особенно если учесть, что все встречи с рабочими коллективами были необыкновенно яркими, эмоциональными, под оркестр, с выносом знамени и запоминались каждому коммунару на всю жизнь.

Коммунары не только совершали экскурсии на промышленные предприятия и встречались с рабочими, но старались по возможности глубже познакомиться с основными процессами производства, вникнуть в особенности их экономики, понять, что они дают для общего хозяйства СССР, куда реализуют свою продукцию.


Коммунары за время жизни в коммуне побывали в городах: Москва, Горький, Чебоксары, Ульяновск, Куйбышев, Сызрань, Саратов, Сталинград, Дербент, Новороссийск, Сочи, Севастополь, Одесса, Бердянск, Симеиз, Ялта, Орджоникидзе, Баку, Тбилиси, Батуми многие другие.

По всем городам коммунары проходили чётким, дисциплинированным эстетически выразительным строем, восхищая жителей. При этом коммунары понимали, что их строй вызывает восхищение, гордились этим и чувствовали огромную ответственность за каждый свой поступок, за то, какое впечатление производила коммуна на население.

Все преподаватели широко использовали знания, полученные во время походов. Коммунары писали сочинения, о летних походах, анализировали полученный материал, устраивали отчёты о походах, переписывались с интересными людьми, принимали многих у себя в коммуне в качестве гостей.

Макаренко считал ответственность одним из стержневых качеств советского гражданина, подчёркивал это при определении целей воспитания и успешно воспитывал ответственных граждан. Раскрывая содержание ответственности, Макаренко говорил об ответственности перед обществом, об ответственности личности перед коллективом, об ответственности коллектива за каждую входящую в неё личность, о личной ответственности за свой труд, за свою деятельность, за своё слово. Он считал необходимым рассматривать не отдельные стороны проявления ответственности, а говорил о системе ответственности и ставил её в число тех проблем, которым посвятил свою жизнь: «И вот я все свои 16 лет советской педагогической работы главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.4. стр. 233.


Говоря об ответственности, Макаренко рассматривал её как воспитательное средство. Он изучал влияние процесса воспитания ответственности на развитие детского самоуправления, говорил о тесном соотношении таких вопросов, как ответственность и внешнее поведение, ответственность и наказание. Раскрывая проблемы самоуправления в коллективе, он подчёркивал необходимость создания гармонии ответственных лиц и говорил: «Эта ответственность должна сливаться с единством ответственности всего коллектива».


Развивая идею ответственности в связи с проблемой самоуправления, Макаренко ставил вопрос о необходимости чёткого соотношения ответственности органов и ответственности отдельных лиц. Он говорил: «Весьма важной формой самоуправления, значительно разгружающей работы его органов и имеющей много других полезных воспитательных сторон, является работа отдельных уполномоченных, несущих персональную ответственность за свою работу. Эта форма в значительной мере подводит работу коллектива воспитанников к принципам единоначалия, приучает к личной ответственности, сокращает прения и обсуждения, сообщает всей жизни коллектива необходимый деловой темп». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.4. стр. 254.


Главным постоянным уполномоченным в коллективах колонии им. М.Горького и коммуны им. Дзержинского был командир отряда, который нёс личную ответственность за отряд, за его труд, учебные занятия в школе, за его поведение, дисциплину, санитарию и гигиену. Нёс он так же личную ответственность за те материальные ценности, которые находились в распоряжении отряда.

Особую ответственность нёс командир за младших воспитанников своего отряда и вообще младших всего коллектива. Макаренко писал о воспитательной важности ответственности старших за младших: «У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец качества будущего семьянина и многие другие». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.1 стр. 268.

И конечно, командир отряда нёс ответственность за свои собственные, личные нарушения правил жизни в коммуне. За это с него взыскивали особенно строго, значительно суровее, чем с рядового коммунара. Этот принцип более суровой ответственности уполномоченных коллектива за свои личные поступки Макаренко считал обязательным для каждого воспитательного учреждения. «В каждом учреждении должно быть правилом: старшие, командиров отрядов, бригадиры, члены актива и органов самоуправления подчиняются режиму в первую очередь, и их ответственность за нарушение режима должна быть повышена». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.1 стр. 311.


В коммуне были точные ритуалы поведения командира в зависимости от характера его ответственности. Например, командир обязан был на общем собрании выйти на середину, если он отвечал за себя лично, и не должен был выходить на середину, если он отвечал за свой отряд.

Макаренко говорил о необходимости воспитанникам учиться соотносить личные цели с целями своего первичного коллектива, причём, по его мнению, каждая личность эти цели «должна согласовывать так, чтобы личные цели не делались антагонистичны по отношению к общим целям. Следовательно, общие цели должны определять и мои личные цели. Эта гармония общих и личных целей является характером советского общества. Для меня общие цели являются не только главными доминирующими, но и связанными с моими личными целями». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.1 стр. 193.


Умение приказывать и подчиняться товарищу связывалось с общим воспитанием организаторских навыков, формирование которых считалось желательным для каждого. Для этого была разработана сложная система коллективных зависимостей, когда каждый воспитанник обязательно побывал бы и в роли организатора той или иной деятельности, и в роли подчинённого.

«Дисциплина – это прежде всего не средство воспитания, а результат, и уже потом она становится средством» - говорил Макаренко.Общие цели должны определять личные цели. Этому сложному процессу взаимосвязи и взаимоподчинения коллективных и личных целей, по мнению Макаренко, молодёжь учится именно в коллективе, ежедневно подчиняясь его конкретным и трудовым и учебным задачам, режиму, правилам и традициям, ритму жизни, общему распорядку, требованиям и законам.

Не мыслил себе Макаренко гражданина и без такого важного качества, как оптимизм.  Он считал, советский гражданин обязательно должен быть оптимистом, ощущать себя счастливым, веря в будущее своего коллектива, своей страны. «Счастливым человеком нельзя быть по случаю – выиграть, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.4 стр. 339.

Поэтому и от учителей он требовал подхода к своему воспитаннику с «оптимистической гипотезой», с верой в возможность развития лучших черт его личности, учил его проектировать лучшее в человеке. «Нужно внести в детскую жизнь струю бодрости и удовлетворения так, чтобы она проникала во все органы коллектива, чтобы она была органически связана со всем укладом его жизни. Нужно создать то, что мы называем общим тоном». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.8 стр. 144.

Прежде всего он подходил к воспитаннику как целостной личности и утверждал, что нельзя воспитывать по частям, формируя изолировано то одно, то другое качество. Опытом своей работы Макаренко убедительно доказал, что результативность формирования личности возможна при осуществлении воспитательного процесса как целостной системы, осознаваемой не только руководителем учреждения, но и всем педагогическим коллективом.

Макаренко искал такой общий подход, где бы все средства были в гармоническом естественном сочетании и диалектическом единстве. И нашёл этот общий метод воздействия на личность – организацию коллектива: «достойной нашей эпохи организационной задачей может быть только создание метода, который будучи общим и единым, в то же время даёт возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность, идти вперёд по линии своих наклонностей… перед нами сразу встаёт коллектив как объект нашего воспитания». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.1. стр. 170.


Центром своего анализа в теории и ядром воспитательного воздействия в своём опыте Макаренко сделал именно коллектив как сложнейшую педагогическую проблему. Однако чтобы использовать коллектив как главный инструмент воспитания личности, его надо создать. Поэтому Макаренко искал ответ на два основных связанных между собой вопроса: как создать детский коллектив и как его использовать в целях воспитания.

Что же касается школы, то для её общешкольного коллектива Макаренко основным первичным коллективом прямо называл класс: « Первичным коллективом нужно назвать такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении… В школах наших такие коллективы, естественно, существуют: это класс, и недостаток его в нашей школе, пожалуй, заключается только в том, что он не играет роли первичного коллектива, т.е. связующего звена между личностью и целым коллективом…, а очень часто является и последним коллективом. В некоторых школах мне приходилось наблюдать, что класс завершает коллектив школы, и целого коллектива школы иногда и не наблюдается». Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.4 стр. 161.

Кроме класса в общешкольном коллективе имеется много других первичных коллективов, которыми могут быть, например, трудовая бригада, трудовое звено, кружки и клубы и самые разнообразные временные объединения, создаваемые в целях осуществления какой-либо конкретной деятельности, например коллективы дежурных, ремонтников, охранников и т.д.

Пристального внимания и изучения заслуживают также вопросы, связанные с организацией всей жизнедеятельности коллектива, и особенно проблема соединения обучения с производительным трудом, ибо, как говорил Макаренко, включения в производственные отношения в воспитании трудно преувеличить, а «хозрасчёт – замечательный педагог».Проблемы, которые сам Макаренко намечал и выделял как особенно важные в использовании коллектива как ведущего средства воспитания и которые по-прежнему требуют решения:

«а) коллектив и его организация,

б) общее движение коллектива и его законы,

в) общий тон и стиль работы,

г) коллектив педагогов и их центр,

д) система режима и дисциплины,

е) эстетика коллектива,

ж) связь коллектива с другими коллективами,

з) индивидуальные особенности коллектива,

и) преемственность поколений в коллективе».

Макаренко А.С. Пед. Соч. Т.4 стр. 121.

Предстоящие события

Популярные материалы

Новые статьи

Советы родителям

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Россия без сирот

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Родительский клуб

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Педагогика

Михаил Задорнов Об образовании, магистрах и покемонах

Реформа образования в России по западному шаблону — это перетянутый проволокой шланг с живой водой. * * * В нескольких…
янв 12, 2019

Трансдисциплинарное образование в ХХI веке: проблемы становления

Современный цивилизационный кризис характеризуется ростом объема информации в режиме с обострением, и, как следствие…
янв 12, 2019

Макаренко Антон Семёнович. Методика воспитательной работы

Раз мы это знаем, раз мы честные педагоги, мы должны стремиться всех детей воспитывать в наибольшем приближении к этому…
янв 12, 2019

Проект школы

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Семья

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Название статьи, которое придумал дизайнер

Удобный генератор текста онлайн позволяет сгенерировать текст на русском языке для вашего сайта. Lorem ipsum - или…
янв 12, 2019

Видео

Здесь может быть текст в две строки - заголовок для видео

Краткое описание видео в несколько строк, которое поясняет о чем будет ролик. Краткое описание видео в несколько строк, которое поясняет о чем будет ролик.

Здесь может быть текст в две строки - заголовок для видео

Краткое описание видео в несколько строк, которое поясняет о чем будет ролик. Краткое описание видео в несколько строк, которое поясняет о чем будет ролик.